Первый класс, первое полугодие – 81 час.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Художественного отделения

предмет «Композиция»

на основе образовательных программ:

«Композиция» программа-конспект 2003г.; утверждена Министерством культуры Российской федерации научно-методическим центром по художественному образованию;

«Рисунок. Живопись. Станковая композиция. Основы графического дизайна.» Москва 2003г. утверждена Министерством культуры Российской федерации научно-методическим центром по художественному образованию;

Отделение: художественное

Возраст детей: 10-15 лет

Срок реализации:4 года

Автор(составитель):Матющенко М.А.

Г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе типовой образовательной программы: «Декоративная композиция» примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств; утверждена : Федеральное агентство по культуре и кинематографии Федеральное Государственное Учреждение научно-методический центр по художественному образованию 2006г.

Программа «Декоративная композиция» направлена на развитие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса, любви к народным традициям своего края.

Отдельные задания по декоративной композиции преподаватели детских ху­дожественных школ дают учащимся давно. Возникла необходимость систематизации теоретического и методического материала, практических заданий, объединения их в единую программу.

Задачипрограммы:

• Создание условий для развития детского воображения, фантазии, художест­венной наблюдательности.

• Обучение учащихся образному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное.

• Обучение навыкам работы с элементами различной формы, организации рав­новесия композиции.

• Обучение основам технологической системы в создании декоративной компо­зиции.

• Воспитание чувства гармонического восприятия действительности.

• Воспитание художественного вкуса, чувства стиля.

• Воспитание любви к декоративному искусству, к народным традициям своего края.

• Воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и пони­мать декоративное искусство и самостоятельно создавать произведения, несу­щие красоту и радость (в соответствии с возрастными особенностями). Основной формойпроведения занятий является уроксмешанного типа (лек­ция, совмещенная с практической работой). Занятие носит групповой характер.

Слово «Композиция» в переводе с латинского означает составление, связыва­ние, соединение частей. В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественных форм (реальное или иллюзорное формирова­ние пространства и объема, симметрии и асимметрии, ритм, пропорции, контраст и нюанс, цветовое решение и т. д.)- В процессе создания декоративной композиции размещение и распределение предметов происходит по определенной схеме, в логи­ческой последовательности. Любая работа по декоративной композиции начинается с подготовительного рисунка - эскиза, затем переводится на картон и пишется гуашью или выполняется в материале (коллаж, панно, аппликация из ткани). Задания вы­страиваются по принципу «от простого - к сложному».

Преподавание композиции в МУЦДОД «Бабенская игрушка» направленно на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, творчески созидательного начала, эстетики и культуры чувств. Занятия композицией способствуют выработке сознательного подхода к явлениям действительности. Разнообразие творческих задач формирует сферу их духовных интересов и убеждений. Дети приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им.

Задача преподавателя – это направленное развитие творческих способностей учащихся, их эмоциональной активности. Виды занятий могут быть разнообразными: изучение по теме; знакомство с работами других учеников; книги; мультфильмы; сбор материала; зарисовки; наброски; первые пробы и т.д. Но основным принципом подхода к решению творческих задач является:

· постановка творческой задачи;

· поиск путей ее решения.

В важном учебном разделе станковой и декоративной композиции ставятся задачи по выполнению сюжетно-тематических произведений, организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла. Каждый ученик должен знать законы композиции: цельности, типизации, контрастов и подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу.

Необходимо соблюдать правила композиции:

· - сюжетно-композиционного центра;

· - передача ритма;

· - симметрия, асимметрия;

· - расположение главного на втором пространственном плане.

Приемы композиции:

· - горизонтали, вертикали;

· - диагональные направления.

Средства композиции:

· - линия;

· - штрих-линия;

· - пятно (тон, цвет).

Этапы выполнения станковой композиции:

· Замысел. Сбор подготовительного изобразительного материала,

· наблюдений, фантазии, литературный и музыкальный материал и др.

· Выбор техники исполнения.

· Тональные форэскизы.

· упражнения по цветоведению и законам композиции.

· Варианты тонально-композиционных эскизов.

· Варианты цвето-тональных эскизов.

· Сбор недостающего натурного материала.

· Выполнение работы на формате, в материале.

· Оформление.

Таким образом эта программа является базой для дальнейшего творческого развития учащихся. В учебный план введены занятия по технике «Батик», «Ковроткачество»

На занятия композицией отводится 5 часов в неделю длительностью по 45 минут

Срок реализации.Программа «Декоративная композиция» рассчитана на четыре года обучения в детский художественной школе с первого по четвертый класс. Требования к учащимся повышаются постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.

Возраст детей: 9 -15 лет. Количественный состав классов 10 человек.

Подведение итоговпроходит в виде просмотров работ учащихся (поурочных, по­лугодовых, годовых, экзаменационных), а также участия в выставках детского твор­чества (городских, областных, краевых, международных).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЗНАНИЯ УМЕНИЯ
1 класс
Общие понятия о предмете «Деко­ративная композиция» Видение изобразительной плоскости в целом
Выразительные средства компози­ции: роль линии, пятна, эмоцио­нального воздействия цвета Владение выразительными возможно­стями линии, пятна, цвета
Роль выбора формата и размера изображения в композиционном за­мысле Умение правильно выбирать размер изображения, соотношение пятен и фо­на
Понятие об организации изобрази­тельной плоскости Использование композиционных прие­мов симметрии и асимметрии в работе над замыслом
Роль симметрии и асимметрии в де­коративной композиции Составление геометрического орнамен­та, последовательность его построения
Понятие о геометрическом орна­менте и применение его в лоскут­ном шитье Умение пользоваться модулем тре­угольника, использование модуля цве­товых оттенков в выполнении задания на цветовые гармонии
Понятие о теории гармонических сочетаний цветовых пятен Умение грамотно завершить работу над композицией, обобщить второстепенные детали и выделить главное, смысловые и цветовые пятна
Цельность композиции на основе соподчиненное и гармонии
2 класс
Понятие о цветовом круге, о после­довательности спектрального рас­положения цветов. Спектр насы­щенности цветов Составление цветового круга с последо­вательным спектральным расположени­ем цветов
Общее определение аллегории. Примеры произведений известных художников Находить аллегорические мотивы, выра­зительность образа через цветовое ре­шение, через персонификацию образа
Понятие о силуэте. Масштабность. Равновесие. Композиционный центр Использование выразительных возмож­ностей силуэта, а также возможности цветовой гармонии в организации изо­бразительной плоскости, выделение сюжета, композиционного центра
История кельтских узоров, Приме­нение кельтских узоров Составление кельтских узоров на тему «Зооморфные мотивы» «Птицы»
Роль и значение ритма как вырази­тельного средства в изобразитель­ном искусстве Грамотное использование ритма для членения компонентов и объединения в единое целое
Понятие о традиционных узорах лоскутного шитья с использованием полосок, квадратов, треугольников Самостоятельное последовательное ве­дение работы в технике традиционного лоскутного шитья
3 класс
Более углубленное изучение зако­нов цветоведения Создание орнаментов в квадрате для изучения законов цветоведения
Понятие гобелен. Знакомство с ми­фами и легендами Древней Руси Имитация гобеленов, стилизация обра­зов из древнерусских легенд
История г.Томска, история народов населяющих Сибирь, тайгу. Изуче­ние быта, ремесел, одежды Находить аллегоричные образы тайги, Сибири и т. д.
Более углубленное понятие цвета в композиции Формирование образного замысла ком­позиции и последовательное его вопло­щение в конкретном материале
4 класс
Возможности художественных средств выразительности в компо­зиции Владение художественными средствами выражения
Приемы стилизации и ограничения в цвете Гармоничное решение подбора тканей по цвету, соответствующее выразитель­ности замысла
Технологические способы лоскутно­го шитья Правильное и последовательное соеди­нение тканей, образующее орнамент
Понятие о сущности творческого процесса, о последовательности работы над композицией Самостоятельно мыслить, вникать в со­держание задач и находить художест­венные средства, соответствующие ком­позиционному замыслу

Учебно- тематический план «Композиция».

Первый класс, первое полугодие – 81 час.

№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов
1. Вводная беседа.
2. Закладка для книг. Геометрический орнамент.
3. Открытка поздравительная.
4. «Сказочное дерево». Декоративная разработка
5. Детский коврик на тему «Любимое животное»
6. «Сказочный город» витраж, восковые мелки, акварель
7. Эскизы «пандор».
8. Исполнение «пандор» в материале.
9. Гротаж на тему «Ночной Шишкин Лес», или свободные темы «Космос», «Рыбки».
10. «Конь», «Фантазия».
11. Подготовка к работе «Новогодняя открытка». Изображение Деда Мороза.
12. «Снегурочка».
13. Елочка с декором.
14. Проект открытки. Исполнение.
ВСЕГО ЧАСОВ:


0388017099601312.html
0388149990775021.html
    PR.RU™